Рекомендации для педагогов по профилактике вовлечения подростков в деструктивные субкультуры и несанкционированные массовые мероприятия
Массовое распространение информации о конфликте подростков способствовало популяризации Движения и, как следствие, созданию большого количества сообществ и Телеграм-каналов ЧВК «Редан» и АНТИЧВК «Редан», а также росту количества размещаемых провокационных постов в социальных сетях. Также стоит отметить, что тиражирование информации о Движении привело к активизации иных молодежных субкультур, которые «объявили охоту» на сторонников ЧВК «Редан».
Какие признаки вовлечения в деструктивные сообщества должны привлечь внимание педагогов образовательных организаций:
1. Если обучающийся изменил внешний вид и/или стиль в одежде. К отличительным особенностям внешнего вида «редановцев» стоит отнести следующие:
носят преимущественно черную одежду с изображением паука и цифрой внутри (самая популярная – 4). На свое усмотрение «редановцы» дополняют образ деталями: перчатки с паутиной, длинные черно-белые шарфы и т.д.;
большинство приверженцев Движения носит длинные черные волосы;
2
клетчатые штаны в сочетании с другими предметами одежды;
возможно нанесение временной или постоянной татуировки в стиле атрибутики Движения, преимущественно с изображением паука (расположение на руках – кисть, предплечье).
2. Если обучающийся на своей странице в социальных сетях проявляет следующую активность:
выкладывает свои фотографии в униформе соответствующего стиля с подписями «хочу к вам», «примите к паукам», «хочу в редан», «возьмите в семью», «как круто быть с вами» и т.п.;
заполняет свой аккаунт стилистическими изображениями паука «Редан»;
в публикациях поддерживает организацию массовых драк и/ или размещает информацию о готовности участвовать в массовых драках, о местах их проведения;
в публикациях информирует об участиях в тематических «сходках» Движения;
сообщает о своем противостоянии с другими субкультурами на фоне причастности к «Редан»;
подписан на тематические сообщества «Редан», распространяет о них информацию.
При выявлении данных маркеров важно комплексно выстроить работу по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся:
сообщить о предполагаемых рисках вовлеченности обучающегося в субкультуру педагогу-психологу образовательной организации и классному руководителю;
проинформировать родителей (законных представителей) обучающегося и выработать единую воспитательную стратегию;
проинформировать администрацию образовательной организации о необходимости применения к обучающемуся комплексных мер профилактической работы.
3
В целях предупреждения вовлечения несовершеннолетних в деструктивные субкультуры предлагается реализация профилактических мер по следующим направлениям: – усовершенствование массовых форм социально-культурной и досуговой жизни подростков и молодежи, устранение негативных социальных и культурных факторов, способствующих девиантному поведению, за счет активного приобщения молодежи к творческой деятельности, организации и модернизации организаций дополнительного образования, содержательная деятельность которых будет основана на индивидуально-личностном подходе и направлена на реализацию актуальных потребностей, творческого потенциала формирующейся личности; – раннее выявление несовершеннолетних группы риска и реализация мероприятий по оказанию адресной психолого-педагогической помощи и социализации подростков; – правовое просвещение и формирование правового сознания несовершеннолетних;
– родительское просвещение и профилактика семейного неблагополучия; – формирование благоприятного психологического климата в образовательных организациях, обеспечение педагогического и психологического «посредничества» в разрешении возрастных кризисов обучающихся, а также межличностных конфликтов внутри коллективов обучающихся.
Особый акцент следует делать и на привлечение молодых лидеров к формированию представлений о социальной ответственности за деструктивные действия, транслированию социально приемлемых ценностей, возможно также привлечение их к обучению и процессам медиации.
К несовершеннолетним, принимающим участие в протестных и социально опасных акциях, рекомендуется применение мер воспитательного и просветительского характера, в том числе проведение профилактических бесед о возможных последствиях участия в подобных мероприятиях.
4
Кроме того, общей профилактической мерой, способствующей снижению вовлечения подростков в деструктивные субкультуры, может являться организация групповых форм взаимодействия среди подростков при посредничестве педагога или психолога для формирования коммуникативных умений и развития навыков разрешения межличностных конфликтов. Таким образом, воспитательную работу по направлению несовершеннолетних на продуктивные пути социализации рекомендуется выстраивать на индивидуальном, межличностном и групповом уровнях, что обеспечивает системность психолого-педагогического воздействия.